|
Больше, чем просто школы
Больше, чем просто школы
Приверженцы английского элитного образования считают, что никогда не стала бы Британия "империей, над которой никогда не заходит солнце", не правила бы она морями, не являла бы всему миру пример джентльменского поведения, кабы не школы, в которых веками выковывался истинный британский характер. Итон и Харроу - больше, чем просто названия школ, это символ чести и славы Британской империи Традиция обучения мальчиков в закрытой школе началась, правда, не с Итона и не с Харроу. Первым учебным заведением такого типа был Уинчестер-колледж, до сих пор остающийся одним из самых престижных в Англии. Основал его Уильям Уикемский, епископ и советник короля РичардаII. В 1382 году был издан королевский указ об основании школы, а в 1394 в специально построенные для этой цели учебные корпуса пришли первые ученики. Их было 70 - невероятно много для того времени; а по мере того как школа разрасталась, росло и число школяров. Однако по традиции и сегодня в Уинчестер-колледже учится 70 пансионеров, в то время как приходящих учеников более 600. Хотя школа считалась светской, то есть, в отличие от прочих действовавших в Англии школ того времени, не находилась в ведении Церкви, обучение там носило в большой степени религиозный характер. Однако светские науки преобладали: ведь целью школы было поставлять студентов в новый, основанный тем же Уикемом, колледж Оксфорда - NewCollege. В Уинчестер принимали мальчиков от 13 лет и обучали "семи свободным искусствам": грамматике, риторике и диалектике (тривиум), а затем арифметике, геометрии, асторномии и музыке (квадривиум). Таким образом, поступив в университет, ученики приступали уже к углубленному изучению наук. Именно этот тандем учебных заведений - Уинчестер и Новый колледж Оксфорда - послужил образцом для создания в середине XV столетия такой же "пары" - знаменитого Итона и Королевского колледжа в Кембриджском университете. XV век в Европе стал эпохой расцвета знания и образования, когда старые представления и общепринятые истины подвергались пересмотру с точки зрения ренессансного сознания. Концепция церковного образования (сама по себе поставленная под вопрос многими передовыми умами) претерпела огромные изменения. С развитием науки и торговли секуляризация обучения даже в учебных заведениях, находившихся под эгидой Церкви, была неизбежна. И в таком историческом контексте одна за другой стали возникать школы, призванные удовлетворять потребность страны в образованных людях "нового типа". Следом за Уинчестером открылась школа Освестри (1407), а в 1440 настал черед Итона, основанного королем ГенрихомVI. Как и Уинчестер, Итон был рассчитан на 70 пансионеров(scholars), которые к тому же считались стипендиатами, то есть не платили за обучение. Однако почти с самого основания в Итоне стали обучаться и приходящие ученики - так называемые commensals (в переводе с латыни "сотрапезники). Они жили в городе, как мы бы сейчас сказали, в "принимающих семьях" и питались за общим столом вместе с пансионерами. Лишь после Гражданской войны правила изменились. На смену "сотрапезникам" пришли "горожане"(oppidans), которых уже не сажали за общий стол, зато начали строить для них общежития - так называемые Dame'sHouses, управляла которыми непременно хозяйка(Dame), нередко родственница кого-либо из преподавателей. Система преподавания и проживания принятая сначала в Уинчестере, а затем в Итоне, была воспринята и школами-пансионами, появившимися позже, в XVI веке. Во второй половине столетия их возникла целая плеяда: Сент-Полз-Скул (1509), Шрусбери (1552), Рагби (1567), Мерчант-Тейлорз 1561), Вестминстер (1560), Харроу (1572). До сих пор они в числе лучших, самых элитных учебных заведений Англии. А ведь так было не всегда: например, хартия на основание Харроу была дана королевой Елизаветой I помещику-йомену Джону Лайону в 1572 году, а строительство школьного здания было завершено лишь к 1615. В том же году за парту сел первый и единственный ученик. Кстати, та самая классная комната - она называется Fourth FormRoom, существует в школе до сих пор. А уже в начале XIX века тогдашний директор Харроу Джозеф Друри мог насчитать среди своих учеников четверых будущих премьер-министров. В частных школах изначально учились дети из богатых и знатных семей - те, кто мог заплатить за обучение (а плата для тех, кто должен был ее вносить всегда была) или добиться королевской "стипендии", то есть разрешения войти в число бесплатно обучающихся школяров. При этом высокопоставленных родителей вовсе не пугали трудности и лишения, которым подвергались дети. Свидетельства о школьной жизни мальчиков, сохранившиеся с XVI-XVII вв., повествуют о поистине спартанской простоте быта и в буквальном смысла слова палочной дисциплине. Пансионеры спали в дормиториях, порой по двое-трое в одной постели, вставали в пять утра, шли на молитву, а затем на занятия. Все уроки, по крайней мере до Гражданской войны, велись на латыни, и, поскольку это был язык Церкви, права и торговли, латынью нередко подменялось преподавание прочих предметов. Телесные наказания приветствовались и процветали; некоторые учителя так свирепствовали, что вызывали целые восстания учеников. Заканчивались занятия, как правило, в восемь вечера, после чего мальчики сразу же отходили ко сну, прочитав вечерние молитвы. Трехнедельные каникулы полагались два раза в год, а времени на игры почти не было. К началу XVII века отдельные, в том числе Итон и Харроу выбились в лидеры школьного образования в Британии. Другие, например Мерчант-Тейлорз, напротив, деградировали, качество обучения в них снижалось. Но, как бы то ни было, поворотным пунктом в существовании вышеупомянутых и других открывшихся к тому времени подобных школ стали революция и гражданская война (1641-1649), по окончании которых в истории Англии настала совершенно новая эпоха. Дыхание новизны коснулось и школ, но выразилось это в первую очередь в том, упал авторитет Церкви и ее участие в школьной жизни сошло на нет: образование стало приобретать все более светский характер. Однако, подобно старым университетам, старые частные школы не спешили сменить традиционные, почти средневековые методы преподавания и программу обучения на более современные, отвечающие требованиям Века Просвещения. В XVIII веке, несмотря на обилие в то время в Британии бесплатных или дешевых грамматических школ(grammar schools), продолжали посылать сыновей в самые дорогие пансионы - Итон, Харроу, Рагби, Чартерхаус, Вестминстер и Винчестер. Это стало уже делом не необходимости, а моды и престижа. Но какой толк от латинистов и специалистов по греческому языку был государству, которому требовались умные политики, государственные деятели и ученые, способные двигать вперед прикладную науку и технику? В результате оказывалось, что в школьные годы юнцы не столько постигают науки, сколько вырабатывают характер. Ведь, несмотря на прогресс, спартанские условия в школах лишь незначительно смягчились. А после того как в школы стали принимать и 8-9-летних мальчиков, в них стала процветать самая настоящая "дедовщина". Каких только "боевых крещений" не выдумывали старшие для новичков, и порой эти испытания были чреваты членовредительством. Чтобы оградить младших, в начале XIX века в школах была введена система "фэгов"(fags), заключавшаяся в том, что каждый младшеклассник прикреплялся к старшекласснику и должен был оказывать ему услуги: будить по утрам, чистить обувь и прочее. Старший, в свою очередь, должен быть покровительствовать малышу и защищать его от задир. Но эта система порой выливалась в самую настоящую тиранию. При этом в школах существовал негласный кодекс чести согласно которому нужно было безропотно сносить все обиды, сохранять невозмутимый вид и ни в коем случае не ябедничать преподавателю. А всяческие шалости и проделки, далеко не всегда невинные, считались доблестью. Вот они, корни британского характера, вот как формировался "несгибаемый хребет нации"! В школах до сих пор свято соблюдаются традиции и ритуалы, обязательна школьная форма - у каждой школы свой цвет и фасон. В поговорку вошел old school tie - галстук цветов школы, который выпускник носит порой всю жизнь и по которому узнает бывших своих однокашников. В XIX веке в моду вошли занятия спортом, которым ученики нередко уделяли гораздо больше внимания, чем урокам. О многом говорит хотя бы то, что игра регби названа по имени школыRugby, где ее изобрели в 1823 году. А футбольные матчи между Итоном и Харроу - это святое, на них по сей день собирается пол-Англии. Конечно, постепенно устаревшие программы заменялись новыми. Но медленно и не везде. Лишь в XIX веке в Рагби были введены новые языки, география и история, а в Шрусбери история и математика... Уже и школы-пансионы для девочек с более или менее серьезной академической программой - North London Collegiate School и Cheltenham Ladies College - появились к тому времени, а привилегированные мужские public schools все стояли одной ногой в средневековье... Но можно посмотреть на это и по-другому. Те, кто хотел учиться, получал в этих школах приличное классическое образование. Опять же, считалось, что истинных джентльменов куют только там. Выпускники шли в университеты, на государственную, военную или морскую службу - название школы было пропуском в любую среду. Выдающиеся люди окончившие эти учебные заведения, похоже не поддаются исчислению - тут и писатели, и государственные мужи, и ученые, и педагоги; особенно урожайны на них Итон и Харроу. И никто и никогда не упрекнул их в недостатке образования.
Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №5 2003 |
|