|
Единство непохожих
Единство непохожих
Ни для кого не секрет, что основа характера закладывается с самого рождения родителями и тем обществом, в котором маленький человечек начинает жить. И если младенец, скажем, британец, попадет в Россию, отличить его от русского лет через пять-семь вряд ли удастся - ничто не выдаст его происхождения. Вся система отношений (к церкви, к окружающим, к самому себе и к миру вообще) закладывается в самом юном возрасте. Не зря же говорят, что воспитывать можно до пяти лет, а потом - только перевоспитывать. У каждого народа своя история, которая во многом и определяет ценности, складывающие фундамент воспитания подрастающих поколений. Вслед и параллельно с родителями задачи воспитания и образования продолжает решать школа. И поскольку единой мировой системы образования не существует (да и будет ли когда-нибудь существовать?), учебные заведения разных стран решают по сути одну задачу - снабдить ребенка багажом знаний, используя совершенно разные методы и приемы. Одни учат добывать информацию самостоятельно, обрабатывать ее и делать выводы, задача других - дать заложенные программой знания и проверить, насколько хорошо они усвоены. Воспитательная и образовательная среда определяют, каким человеку быть, к чему стремиться и чего хотеть. Однако все без исключения предполагают воспитать гармоничную личность, вкладывая порой в это понятие несходные содержания.
Разные страны - разные люди
Великобритания
Британское образование традиционно ассоциируется с понятием "классическое". Что же подразумевает "классика"? Во-первых, в ребенке с самых юных лет воспитывают самостоятельность: он может заниматься любым делом, открывать и познавать что-то новое, играть с "неигрушками". Но лишь пока он не начинает мешать окружающим. Чрезмерной опекой английские мамочки не грешат. "Возьми себя в руки!" - вот что частенько слышат маленькие британцы. В школе дети учатся общаться со сверстниками, постоять за себя. А условия, в которые они попадают (особенно это касается школ-пансионов) почти спартанские. В свое время это очень шокировало российских родителей, решавших отправить ребенка в школу в Англию и воображавших, что жить и учиться ребенку предстоит в суперкомфортных условиях. Дисциплина в школе строжайшая, полным ходом идет процесс нравственной и физической закалки маленького человечка. "Так наши сограждане впервые столкнулись с методами воспитания знаменитой stiff upper lip - "жесткой верхней губы" - способности к самоконтролю и умению сохранять ясный ум и спокойствие в самых критических ситуациях", - рассказывает Анна Вознесенская, директор компании IQ Consultancy. "Сколь бы жесткими не казались эти методы воспитания, они вполне оправданы: зарождались они в тот момент, когда Британия начинала создавать свой флот и вести завоевательные походы, и была востребована сильная и независимая личность, - продолжает Анна. - Английская школа обеспечивала все условия для развития твердого и независимого характера, умения добиваться цели и отстаивать собственные интересы". Еще одна из задач школы - развитие самостоятельности и выработка независимости в суждениях. Ребенку стараются дать не столько знания, сколько инструменты для их "добычи". Одна из излюбленных форм работы на уроках - написание эссе и проектов: так детей учат анализировать, доказывать и делать выводы. "Британская система стремится сформировать не просто знающую, но и социально активную личность. Уже с младших классов дети обсуждают выступления парламентариев, законопроекты, которые должны быть приняты, - рассказывает Анна Вознесенская. - И даже отправляют письма с предложениями по улучшению жизни мэру города". Что же английская школа считает приоритетным? "Во-первых, моральные принципы, во-вторых, джентльменское поведение, а в-третьих, умственные способности", - таково определение одного из директоров школы Rugby, занимающей уже несколько столетий верхние строчки рейтингов. Не научение, а воспитание стоит на первом месте.
Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - №2 2003 |
|